11.03.2022
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В.Менджерицкая)
В клубе профессионального развития и общения педагогов «Перезагрузка» инструктор по физической культуре Таисья Александровна Федченко провела мастер-класс на тему «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Таисья Александровна работает с детьми, которые имеют речевые нарушения, и наблюдает отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижении темпа выполнения движений, нарушении пластичности. Несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
В ходе встречи педагоги обсуждали тесную взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Это преобладающий метод развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
На мастер-классе подробно были проанализированы игры на развитие двигательной и речевой деятельности - игры с мячом.
Почему с мячом? Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Таисья Александровна напомнила коллегам об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Ведь первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком — это развивать моторику пальцев.
Согласитесь, в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Педагоги пришли к выводу, что использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции. А вы как думаете?